Средняя общеобразовательная школа-интернат
народного искусства для одаренных детей
имени Виктора Гавриловича Захарченко

ГИА

«Роль родителей в психологической подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ»

Уважаемые родители, сегодня бы хотелось поговорить с вами о роли родителей и их практической помощи детям при подготовке к ЕГЭ. Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников, потому что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость. Слово "экзамен" переводится с латинского как «испытание». И именно испытанием, подчас сложным, становится Единый государственный экзамен. Поэтому в школе уделяется большое внимание вопросу подготовки детей к экзаменам. Подготовка ведется на уроках, дополнительных занятиях. Детей учат выполнять тестовые задания, заполнять необходимые формы, структурировать свою работу, распределять время, отведенное на выполнение заданий. Школьные психологи осуществляют психологическую подготовку старшеклассников к сдаче ЕГЭ.

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче экзамена.

Главное, в чем нуждаются подростки в этот период, – это эмоциональная поддержка родных и близких.


Итак, почему ребенок волнуется?

  • Сомневается в своих знаниях, нет уверенности, что достаточно подготовлен.
  • Сомневается в собственных способностях: памяти, умении анализировать, концентрироваться на задании.
  • Испытывает страх перед экзаменом в силу личностных особенностей (тревожности, неуверенности в себе).
  • Боится незнакомой ситуации.
  • Испытывает повышенную ответственность перед родителями и педагогами.

  • Чем же родители могут помочь своим детям при подготовке к экзаменам?

    Собрать полную информацию о процедуре проведения ЕГЭ, его особенностях и «подводных камнях», заранее обсудить всю имеющуюся информацию с ребенком. Помочь сформировать правильное отношение к экзаменам — как к важному и ответственному делу, но лишь части учебного процесса школьника, а не чему-то особенному. Обстановка при подготовке должна быть, прежде всего, рабочей. Обсудить с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему?

    Помочь ребенку систематизировать информацию, выделить сильные и слабые места в подготовке, можно составить план подготовки с учетом, оставшегося до экзамена времени. Позвольте школьнику самому выбрать удобный ему режим подготовки, не навязывайте свои представления, если в этом нет потребности (некоторым ребятам комфортно готовиться под музыку, некоторым лучше дается материал при изучении поздно вечером, а некоторым рано утром). Обратите внимание на то, чтобы у школьника было достаточно времени на пассивный и активный отдых. Физиологический и нервный срыв — не лучший помощник на экзамене. Старшеклассники, готовясь к экзаменам, иногда просто забывают отдыхать или считают, что не стоит тратить на это драгоценное время. Будет полезным провести репетицию письменного экзамена с помощью вариантов прошлых лет, создав обстановку, максимально близкую к реальной ситуации ЕГЭ. После «экзамена» разобрать ошибки. Важно поддерживать, воодушевлять ребенка, верить в его силы, не нагнетать обстановку, в том числе невольно. Если сын или дочь сильно волнуется, заранее расскажите о возможных вариантах пересдачи, вариантах развития событий в случае не самого лучшего исхода. Да, итоговый экзамен очень важен, но при неудачной сдаче жизнь не остановится. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

    Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными трудностями, создав у него установку: «Ты можешь это сделать». Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо», «У тебя всё получится!», «Ты сможешь это сделать», «Я буду мысленно всегда рядом с тобой!». Подбадривайте, хвалите детей за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе. Чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.

    Избегайте подчеркивания промахов ребёнка.

    Демонстрируйте любовь и уважение ребёнку.

    Организуйте совместные действия (присутствие при домашних занятиях ребёнка, совместные прогулки, совместные занятия спортом). Общайтесь с ребенком с доброжелательным выражением лица, позитивным тоном высказываний. Важны поддерживающие прикосновения. Психологами установлено, что 4 объятия в день - это минимум для выживания ребенка, а для полноценного развития необходимо 8 объятий. Не переусердствуйте с контролем. Но в тоже время, не стоит говорить ребенку, что экзамен – ерунда, что не надо переживать, мол, у тебя их ещё сколько будет. Эти фразы не снимут стресс и не расслабят ребёнка, т.е. никак ему не помогут. Но он может подумать, что вы просто несерьёзно относитесь к вещам, которые для него очень значимы. Помните, что в этот период дети становятся особенно мнительными и тревожными, постарайтесь поддерживать их положительными эмоциями. В свободное время вместе с ним вспоминайте прошлое, когда ему было хорошо – какие-то праздники, отдых, путешествие. Стройте планы на будущее, которые вдохновят ребёнка: ты сдашь экзамены – и мы поедем отдыхать, съездим за город, купим тебе новые джинсы, и пр. Обязательно давайте детям возможность как следует выспаться (особенно в ночь перед экзаменом), Организм при подготовке и сдаче экзамена испытывает сильное нервно-психическое напряжение. Поэтому хочется порекомендовать вам способы снятия этого напряжения и познакомить с приемами, которые помогут мобилизовать интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.

    Способы снять нервно-психическое напряжение:

  • выполнить физические упражнения или поиграть в спортивные игры;
  • принять контрастный душ;
  • постирать белье или вымыть посуду;
  • скомкать лист бумаги и выбросить;
  • слепить из газеты свое настроение;
  • громко спеть свою любимую песню;
  • покричать то громко, то тихо;
  • вдохнуть глубоко 10 раз;
  • погулять по парку;
  • потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и энергичную.

  • Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Уважаемые родители, предостерегаю Вас от использования тактики запугивания. Такая тактика не повышает мотивацию, а создает эмоциональные барьеры, которые школьник не может самостоятельно преодолеть. «Хочешь быть дворником, иди мести улицы? Ты хоть понимаешь, что мы с отцом (матерью) скоро состаримся, и тебе придется обеспечивать нас?» Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Также проверьте готовность одежды ребенка, наличие документов.

    Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка учащихся во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают, ответ и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.

  • Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а потерпев неудачу – вдохнуть полной грудью и идти дальше. Уважаемые родители, если вы почувствуете, что Вашему ребенку или Вам необходима психологическая помощь, то вы можете обратиться за консультацией к школьному психологу. Также и в общеобразовательных организациях, и центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи организуются тренинги для старшеклассников, направленные на психологическую подготовку к сдаче экзаменов. Уважаемые родители любите своих детей. Ваши поддержка и любовь - залог их успеха в настоящем и будущем.

    Благодарю за внимание!



    Дорогие учащиеся, в сети Интернет в открытом доступе по адресу http://www.russia.edu.ru/test/ размещена обновленная версия онлайн-сервиса «ЕГЭ и ОГЭ тестирование» (далее сервис). Данный сервис предоставляется на безвозмездной основе и предназначен для проверки уровня знаний обучающихся и может быть использован при подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации.

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ НАРОДНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

    ИМЕНИ ВИКТОРА ГАВРИЛОВИЧА ЗАХАРЧЕНКО

    Телефон доверия Выбери жизнь! Выбери жизнь! ЮрБюро